«Резиновую» статью о мошенничестве разделили на виды

03 декабря 17:16  | 
«Пирамидам» в УК места не нашлось, а предприниматели получили свой состав
мошенничества
Что было 

В старом виде статья 159 УК не позволяла наказывать за многие преступления, в которых мошенничество налицо, но по закону доказать это было невозможно. Существовавшая формулировка статьи защищала «социалистическую собственность и плановую экономику». Кроме того, статьи, которую юристы прозвали «резиновой», позволяла, по мнению правозащитников и предпринимателей, отправлять за решетку невиновных бизнесменов. В апреле пленум Верховного суда РФ предложил дифференцировать преступления по разным отраслям: страхованию, инвестированию, кредитованию, платежным системам, социальным выплатам и компьютерной информации. Отдельной статьей предлагали и наказывать создателей финансовых пирамид, а для предпринимателей, наоборот, свою статью вводить не советовали, считая, что «практики пока маловато».

Что стало

В статье появилось  шесть новых составов. 

1) 1591. Мошенничество в сфере кредитования – будет наказывать за «хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием». 

2) 1592 Мошенничество при получении выплат, – по ней наказание предусмотрено за хищение денежных средств или иного имущества при получении пособий, компенсаций, субсидий и прочих социальных выплат. 

3) 1593 Мошенничество с использованием платежных карт к ответственности привлекут гражданина, если тот воспользовался поддельной или принадлежащей другому лицу кредиткой. 

4) 1594 Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности – то, на что не решились судьи пленума Верховного суда, но на что пошли законодатели. По ней будут наказывать коммерсантов за «неисполнение договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности». 

5) 1595 Мошенничество в сфере страхования говорит о хищении чужого имущества в случае обмана при наступлении страхового случая. 

6) 1596 Мошенничество в сфере компьютерной информации наказывает за хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем ввода, удаления, блокирования, модификации компьютерной информации либо иного вмешательства в хранение или передачу ее. 

Создание финансовых пирамид в отдельный пункт не вынесено. 

Наказание 

Все новые составы, за исключением пункта о предпринимательской деятельности, не отличаются видами наказаний - в зависимости от тяжести преступления предусмотрены штрафы, от 120 тысяч рублей и выше, принудительные или исправительные работы, арест или лишение свободы на разные сроки вплоть до 10 лет. А вот для предпринимателей, обвиняемых в мошенничестве, штраф сразу начинается от 500 тысяч рублей, зато лишение свободы предусмотрено на срок не более 5 лет. При этом нет квалификации совершения преступления в группе, что есть во всех других статьях. Юристы предполагают, что в таком случае наказание по статье 1594 будет сочетаться с основной статьей 159 (где имеется такой квалифицирующий признак).

Что не изменилось

Основной состав статьи 159 УК – «мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием» оставлен. Как полагают юристы, под него пойдут те уголовные дела, которые не получается квалифицировать по более конкретным составам. Статья, правда, слегка скорректирована: теперь отдельно отмечено, что мошенничеством считается и деяние, повлекшее за собой «лишение права гражданина на жилое помещение».

Яна Яковлева, председатель некоммерческого партнерства «Бизнес-Солидарность»: 

«Нельзя всех стричь под одну гребенку, думаю, это плюс, что детализировали статью. Старая формулировка была «советской», по ней в принципе любая сделка с целью извлечения прибыли уже была «преступлением». Однако внушает опасение, что оставлен и старый, основной состав статьи. В этом две лазейки. Во-первых, это сделано, чтобы не провоцировать вал пересмотра дел по уже вынесенным приговорам, ведь если бы статью убрали, то это, как любое улучшение положения осужденного, могло стать поводом для пересмотра решений судов по делам о мошенничестве. А таких выносилось по 7 тысяч в год, и при этом огромное количество дел не имеет под собой никакой правовой основы и даже реальных событий. Во-вторых, странно, что в статье 1594 не предусмотрено наказание за совершение преступления группой лиц. Получается, что при желании предпринимателя могут осудить и по общей статье 159, или объединять эти статьи. Кроме того, если новую статью трактовать узко, то можно сказать, что если речь идет не об исполнении договоров, а, к примеру, об отчуждении акций офшору, как в деле Алексея Козлова, то можно перебросить обвинение на общую статью 159. Система, конечно, еще будет приспосабливаться, и многое будет зависеть от трактовки новых статей судами. Если же суды будут слепо следовать за линией обвинения, то мы опять получим то же самое».

Елена Лысенко, адвокат, в прошлом следователь по экономическим делам с 10-летним стажем: 

«Я вообще была против введения новых составов. Это просто дубляжи, а в самом мошенничестве ничего не изменилось. Все же хотели конкретики. Но проблема не решена, она осталась! Что считать предпринимательской деятельностью? Кого судить по статье 1594? Будут такие же споры, как с применением медведевского закона о том, что предприниматели не должны сажаться под арест, - а их все равно арестовывают. Сами формулировки новых мошеннических составов сырые, непроработанные, да еще и двоякие. Возьмем, к примеру, статью 1591: по ней фактически можно наказать любого гражданина, который подал – намеренно или случайно – ложные сведения банку при получении кредита, хотя и добросовестно его выплачивает. Закон должен быть четко понимаем. А если не отточены формулировки, то людей теперь будут еще от 3 до 5 лет хватать под эти новые составы, не думая, а потом соберется новый пленум Верховного суда, который выйдет с разъяснениями, как судить по этим составам».