Спасатели МЧС РФ работают на месте происшествия в аэропорту "Внуково", где самолет Ту-204 авиакомпании Red Wings выехал за пределы взлетно-посадочной полосы (ВПП) на проезжую часть Киевского шоссе, загорелся и развалился на части
— Что вы можете сказать об этой модели самолета — Ту-204?
— Это — блестящая модель. Приведу пример: 2002 год, на борту Ту-204 — 173 пассажира. Рейс «Франкфурт-на-Майне — Новосибирск». Но в Новосибирске аэропорт закрывается по метеоусловиям. Самолет летит в Барнаул. Но и там аэропорт закрывается по метеоусловиям. Ближайший аэропорт — Омск. При подлете к Омску заканчивается керосин, останавливаются оба двигателя, самолет становится планером.
Экипаж сажает самолет с остановленными двигателями на взлетно-посадочную полосу (ВПП) омского аэропорта. И пассажиры все целы, и экипаж, и самолет. О чем говорит этот случай? О блестящих аэродинамических качествах самолета. Конструкция позволила совершить посадку при таких условиях. Безусловно, не без блестящего профессионального мастерства пилотов.
На сию минуту нет ни одного официального комментария о том, что был отказ техники при авиакатастрофе во Внуково
А в 2010 году произошло зеркальное отражение истории, которая случилась в Домодедово. Ту-204 отвез в Хургаду 200 пассажиров и возвращался в Москву пустым. В Домодедово в тумане не попал на ВПП, столкнулся с землей развалился на части. Но все члены экипажа, которые были на борту, выжили.
Да, идеальной техники не бывает. Все может отказать. Но экипажи должны быть так обучены, чтобы при любых отказах и неприятных метеоусловиях совершить рейс максимально благополучно для пассажиров.
Отмечу, что на сию минуту нет ни одного официального комментария о том, что был отказ техники при авиакатастрофе во Внуково. Подождем итогов расследования комиссии.
— Сейчас активно обсуждаются различные версии причин авиакатастрофы во Внуково. Какая из них, по-вашему, наиболее вероятна?

Олег Смирнов, председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР
— В СМИ и в интернете звучат домыслы, их комментируют немало людей весьма далеких от авиации — это не правильно. Оперативно созданная госкомиссия по расследованию катастрофы Ту-204 во Внуково уже приступила к работе, несмотря на праздничные дни. Уже имеются данные, что бортовые самописцы найдены, информация в них сохранилась, и сейчас сотрудники Межгосударственного авиационного комитета (МАК) приступили к их расшифровке.
Очень важно понимать, что объективная информация о случившемся содержится именно в этих самописцах, а ни в коем случае не в предположениях, коих сотни. Именно расшифровка «черных ящиков», на основе которых компьютер воспроизведет полноразмерный полет этого самолета, даст точную картину происшествия. Она будет ясна уже через несколько дней.
— Это ведь уже не первый случай выкатывания за пределы ВПП ТУ-204?
— Да, это уже третий случай за последние месяцы. В Новосибирске, в Екатеринбурге до катастрофы не дошло, а в Москве погибли люди. Если бы на борту находились пассажиры, там была бы масштабная трагедия.
Почему выкатывание — не первое? Чудес в авиации не бывает, как и мелочей. Почему же регулирующие государственные органы, которым по должности положено отслеживать подобные случаи, не зафиксировали факты выкатывания самолетов как систему? Почему не предприняты практические профилактические меры, а отделались только обращением к авиаконструктору? Вопросы.
Получается, что самолетом управляют «человеки», а люди, принимающие важные решения, сидящие в кабинетах, — «нечеловеки»
— Какие факторы могли привести к катастрофе?
— Важно определить техническое состояние воздушного судна, установить был ли отказ системы реверса как части тормозной системы, и системы тормозов в целом.
Во время этого происшествия направление ветра было северное и самолет заходил на посадку с попутным ветром. Этот один из факторов, который заставил пилотов иметь проблемы с расчетом по точке приземления. Ведь один фактор никогда не приводит к таким последствиям. Обычно причиной летного происшествия служит сумма факторов.
Помимо попутного ветра следует учитывать то, что самолет летел пустым, был легким.
Торможение зависит от состояние ВПП, каков был коэффициент сцепления.
Результатом же полета явилось выкатывание воздушного судна за пределы ВПП, столкновение с бетонным заграждением и дорожной насыпью на Киевском шоссе, разрушение конструкции самолета.
Для того и назначена комиссия по расследованию, которая обязана тщательно документально изучить эти другие вопросы и ответить на них.
Решающее содействие в этом процессе оказывает объективный материал заключенный в бортовых самописцах, называемых в народе «черными ящиками». Они сохранились и в настоящее время происходит их активная расшифровка.
— Есть ли какой-то момент в этой истории, который кажется противоречивым?
— Особо смущает то, что посадка была совершена со второго захода. Почему первый не получился и почему самолет выкатился за ВПП после второго захода?
— Одной из причин называют, так называемый, «человеческий фактор» — ошибку пилотов.
— Госкомиссия должна проверить подготовку экипажа. Важно, как выполнялся график труда и отдыха пилотов перед полетом. Был ли экипаж специально переучен под этот самолет, как занимался на тренажерах, как шла подготовка на реальном самолете. Как тренировали экипаж совершать посадку на самолете при попутном ветре. Все это и многое другое - рабочее дело комиссии. Она выдаст свой вердикт. А еще, безусловно, комиссия займется и вопросами работы авиадиспетчера и всей инфраструктуры аэропорта Внуково. Я невольно изложил план, который мы, профессионалы, видим в работе комиссии.
— В руководстве комиссии нет пилотов. Насколько это может повлиять на ее работу?
— Председатель госкомиссии — глава минтранса России Максим Соколов. Он не то, что не пилот, он даже не авиатор. Ответственность за работу комиссии несет государство. Оно и назначает руководителя.
В составе комиссии — профессионалы. И пилоты, и инженеры. На них вся надежда, чтобы не произошло такого, когда причиной катастрофы называют пресловутый «человеческий фактор». Это удобная позиция. Пилоты погибли. Объяснительную записку не затребуешь. Нет человека — нет проблемы.
Дело в том, что у нас человеческий фактор замыкается исключительно на экипаже, на пилотах.
В авиации на безопасности полетов, то бишь, — пассажиров экономить не допустимо, это постулат!
Понимаете, получается, что если обнаружится, что не соблюдался график работы и отдыха по вине гендиректора авиакомпании — «эффективного менеджера», он пытался экономить на безопасности полетов или технические неполадки самолетостроителей или ошибка конструкторов, ошибка авиадиспетчера, синоптика, неэффективность госорганов регулирования по контролю и предупреждению летных происшествий, то, в итоге, диспетчеры, владельцы компаний, конструкторы или чиновники — «нечеловеки»? Их ошибки и недоработки, послужившие причиной катастрофы, не сводятся к человеческому фактору.
Получается, что самолетом управляют «человеки», а люди, принимающие важные решения, сидящие в кабинетах, — «нечеловеки». Они не несут никакой ответственности. Наоборот, это должны быть «человеки». Причем, самого высшего класса. Такие же, как пилоты, которым доверены судьбы пассажиров. «Человеческий фактор» обязательно должен отслеживаться комиссией по всем этим категориям, экипаж же — на заключительном этапе. Мировая практика именно такова, потому что в авиации на безопасности полетов, то бишь, — пассажиров экономить не допустимо, это постулат!



