Суд оправдал замначальника СИЗО, где умер Сергей Магнитский
28 декабря 14:23 |
В качестве обвиняемых по делу о смерти Магнитского проходил Дмитрий Кратов, бывший замначальника «Бутырки» по лечебно-профилактической работе (сейчас он работает в этом же СИЗО врачом-лаборантом), и врач СИЗО Лариса Литвинова. Однако в отношении Литвиновой дело было прекращено этой весной — в связи с изменениями в УК РФ, в результате которых вышел срок давности по инкриминируемой ей статье о причинении смерти по неосторожности. А Кратова обвинили по статье 293 УК РФ «Халатность». Следствие сочло, что он ненадлежащим образом исполнял должностные обязанности, в результате чего в изоляторе и умер человек.
Аудитор фонда Hermitage Capital Сергей Магнитский обвинялся в уклонении от уплаты налогов. Магнитский почти год находился в СИЗО, из него в течение 4 месяцев — в «Бутырке», потом был переведен в «Матросскую тишину». Здесь он и умер 16 ноября 2009 года. По факту смерти юриста в СИЗО было возбуждено уголовное дело. По мнению следствия, ему вовремя не оказали помощь.
История болезни Магнитского так и осталась полной неясностей. Например, специалист, проводивший почерковедческую экспертизу истории болезни, заметил, что подпись о согласии на госпитализацию в «Матросскую тишину» не принадлежит руке Магнитского. По какой причине Магнитского из «Матросской Тишины» вдруг перевели в «Бутырку», суд тоже не смог выяснить. Виктор Степанов, начальник медицинской части при «Матросской тишине», рассказал в суде, что у него Магнитского лечили, а очередное УЗИ провести не успели — он внезапно был этапирован. «Остроты процесса» у Магнитского не наблюдалось и в стационарном лечении тот не нуждался. Бывший врач-лаборант СИЗО «Бутырка» Лариса Литвинова, которая выступала в процессе по делу Кратова уже в качестве свидетеля, сообщила, что через неделю после поступления к ней на лечение Сергей Магнитский был «абсолютно здоров». Свидетель Алексей Левин, который в 2009 году был начальником медуправления ФСИН по Москве, сообщил суду, что ни сам Сергей Магнитский, ни его родные к нему с жалобами не обращались.
Главным событием в процессе стала позиция гособвинения. В ходе прений государственный обвинитель внезапно попросил суд оправдать Кратова. Прокурор заявил, что не видит связи между смертью Сергея Магнитского и действиями обвиняемого.
Судья Татьяна Новикова, читавшая приговор, напомнила, что Дмитрий Кратов, по мнению следствия, проявил в своей деятельности халатность, что в итоге повлекло смерть человека. Кратов «не проконтролировал работу лечащих врачей», «не организовал консультативную помощь Магнитскому» и тем самым не обеспечил ему «врачебную помощь, допустив нарушение права гражданина на медицинскую помощь».
Сам Кратов, напомнила судья, в суде вину не признал. Он сообщил, что действовал по должностным инструкциям, и когда узнал, что Магнитского надо срочно перевести в спецбольницу, дал указания для скорейшего перевода. «Потом ему стало известно, что после перевода в спецбольницу Магнитский умер через несколько часов», — читала судья показания Кратова.
Эксперты, изучавшие смерть Магнитского, подытожили, что некоторые заболевания, поразившие юриста, «протекают бессимптомно», а «реанимационные мероприятия безрезультатны» при некоторых поражениях сердечной деятельности, что и случилось у Магнитского.
Согласно показаниям врача Литвиновой, состояние Магнитского в СИЗО значительно улучшилось, поэтому его выписали из терапевтического отделения 12 ноября, но уже 13 ноября он снова поступил в отделение и Литвинова его немедленно осмотрела. А то, что у него был выявлено новое заболевание — сахарный диабет, ей и Кратову никто не доложил. Он был доставлен в специализированную больницу, но там умер. Другие врачи СИЗО тоже рассказывали, что Магнитский болел, но «необходимости в экстренной госпитализации не было».
В итоге, суд счел, что «обвинение Кратова не нашло своего подтверждения в ходе судебного следствия», а указанные экспертами недостатки в оказании помощи «в прямой причинной связи с его смертью не состоят».
«Кратов подлежит оправданию», — зачитала судья, напомнив, что и гособвинитель в суде просил оправдать Кратова. Она также сообщила, что подсудимый теперь имеет право на реабилитацию.
«Спасибо всем, кто верил в мою честность», — сказал журналистам после заседания суда Дмитрий Кратов, поблагодарив также и суд за справедливое решение.
Приговор по делу Кратова предваряет начало судебного следствия в отношении самого Сергея Магнитского — процесс также начнется в Тверском суде Москвы, уже в январе 2013 года. Давно умерший человек предстать перед судом не сможет, но его все равно будут судить — по тем же обвинениям, что ему предъявлялись ранее. После смерти Магнитского дело было закрыто, но затем следствие возобновили, несмотря на все сопротивление и протесты семьи Сергея Магнитского.