Рубрика: Суды

Депутаты хотят, чтобы их лишали места в Госдуме через суд

Парламентарии пожаловались в Конституционный суд на слишком простую процедуру лишения мандатов
20 ноября 17:24 Лепина МаринаМарина Лепина
Депутаты отстаивают бизнес

Вновь избранные депутаты в течение 5 дней добровольно должны отказаться от всей своей предпринимательской деятельности, и «они это делают». Но предусмотрена и процедура принудительного лишения статуса депутата за нарушение им запрета.

Конституционный суд России рассмотрел запрос более ста депутатов Госдумы, касающийся процесса досрочного прекращения полномочий депутата или члена Совета Федерации за предпринимательскую деятельность: запрет на это содержится в законе о статусе депутата. В Конституционный суд парламентарии обратились после лишения полномочий депутата Геннадия Гудкова, которого обвинили в участии в коммерческой деятельности.
 

 

Замруководителя фракции «Справедливая Россия» Геннадия Гудкова в сентябре обвинили в предпринимательской деятельности – управлении компанией «Коломенский строитель», и большинством голосов Госдума лишила депутата полномочий. Однако еще накануне голосования по этому вопросу группа депутатов от фракций «Справедливая Россия» и КПРФ, включая их лидеров Сергея Миронова и Геннадия Зюганова, направили запрос в КС РФ в связи с «делом Гудкова». Запрос был подписан 116 депутатами.

Депутаты оспорили как противоречащую Конституции РФ одну из статей Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы», по которой полномочия прекращаются досрочно в случае поступления депутата или члена Совета Федерации на госслужбу, осуществления ими предпринимательской или иной оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской или научной и творческой. Заявители считают, что эти запреты «произвольные» и сужают полномочия депутатов.

Депутат Елена Мизулина, одна из заявителей, напомнила в заседании Конституционного суда, что вновь избранные депутаты в течение 5 дней добровольно должны отказаться от всей своей предпринимательской деятельности, и «они это делают». Но предусмотрена и процедура принудительного лишения статуса депутата за нарушение им запрета. При этом не обозначены требования, которым  должна отвечать эта процедура. Да, запрет на участие в управлении хозяйствующих субъектов был понятен, пояснила Мизулина, целью было «отделить политику от бизнеса» и избежать «узкого лоббирования». Однако складывается «опасная ситуация», которая «разрушает политическое многообразие в Госдуме». 

«Вопрос о сложении полномочий принимается простым большинством голосов. А в Госдуме 232 депутата представляют одну партию, при том, что для принятия решения нужно 226 человек. Большинство комиссии по статусу депутата, 8 человек, из одной партии, остальные партии в комиссии представляют 7 человек. Таким образом, представители фракции большинства могут с легкостью прекратить полномочия депутата другой фракции, нет защиты для оппозиционных депутатов», - заявила Елена Мизулина. Подобная упрощенная процедура лишения депутата статуса недопустима, считают парламентарии, ссылаясь на то, что за рубежом такой практики нет.

Юристы, представляющие интересы заявителей в КС, заметили, что не очень ясны и принципы, по которым депутат признается виновным в «коммерции». «Можно ли отнести к творческой деятельности занятие частной юридической практикой, но без  цели получения статуса адвоката? Непонятно из нормы закона», –  замечает адвокат Вадим Прохоров. «Почему ученый по гранту зарубежного университета не может вести исследование, как это совместимо с Конституцией? Если бы меня спросили, пойдете ли вы в депутаты, я бы развела руками, потому что не знаю, какие требования ко мне будут предъявляться. А если я являюсь учредителем какой-то организации? Вроде не предпринимательская деятельность. Но будут ли ко мне претензии?» - высказалась адвокат Елена Лукьянова.

«Нарушение должно фиксироваться, установлена должна быть вина депутата, но должна быть серьезная процедура, а не простой пересмотр результатов выборов», - считает Елена Мизулина. По мнению адвоката Елены Лукьяновой,  этот вопрос может рассматриваться в обычном гражданском судебном процессе, либо в Конституционном суде, хотя это сложнее.

В ответ представители противной стороны заметили, что само по себе занятие предпринимательской деятельностью не является чем-то незаконным, но тут уж депутат сам должен делать выбор – или мандат, или бизнес. «Для политических дискуссий есть другие площадки, - заявил представитель Госдумы в Конституционном суде РФ Дмитрий Вяткин.  – А за все время норма снятия полномочий депутата из-за несовместимости со статусом была применена дважды - в 1995 году (речь идет о лишении полномочий Сергея Мавроди. – «МН») и в 2012 году, и ни в первом, ни во втором случае решение Госдумы не было обжаловано в суде».  «Мы согласны, что есть проблемы, закон о статусе депутата не безупречен, но он не противоречит Конституции РФ», - считает Алексей Александров, полномочный представитель Совета Федерации в КС РФ. «Предпринимательская деятельность не имеет оснований для административного или уголовного преследования, но это противоречит конституционным принципам работы парламентария. У нас получается, что депутат может как соблюдать запрет, так и не соблюдать, как передать в доверительное управление свой бизнес, так и остаться в учредителях… но запрет общий для всех депутатов!» – заявил Михаил Кротов, представитель президента РФ в Конституционном суде. 

Представители Генпрокуратуры и Минюста тоже сочли, что заявление депутатов в Конституционный суд не имеет оснований и в жалобе нужно отказать.

Свое решение Конституционный суд РФ, предположительно, огласит через месяц.