Каждое заседение суда по делу Pussy Riot сопровождается пикетами и акциями в поддержку испольнительниц панк-молебна
Просьба обезопасить судью от нападений поступила от главы Мосгорсуда Ольги Егоровой. «МН» разобрались, в каких случаях и каким образом судей обеспечивают госзащитой.
Кому положена госзащита?
Госзащиту судьям гарантирует закон «О Государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», принятый в 1995 году. Основание для госзащиты судьи - угрозы, поступающие в его адрес. Сообщить, что ему угрожают, может сам судья - тогда он пишет обращение в полицию. Его рассматривают в течение трех суток и обычно приводят к исполнению. «Я не слышал, чтобы судьям отказывали. Такое обращение удовлетворяется практически автоматически», - говорит Илья Новиков, старший партнер юридического бюро «Гончарова, Новиков и партнеры» Обратиться в полицию может председатель суда. Например, если он узнает, что угрозы поступают в письменном виде или на служебный телефон конкретного судьи (линии прослушиваются).
Далее определяют, какие меры госзащиты нужно применить. «Меры могут быть трех видов: правовой, социальной защиты и меры безопасности», - перечисляет юрист Игорь Симонов. Правовая защита означает, что если здоровью или имуществу судьи будет причинен ущерб, то виновного осудят по «повышенной уголовной ответственности». Социальная защита подразумевает еще и отдельную материальную компенсацию.
В случае Сыровой речь идет о мерах безопасности. В законе предусмотрено множество вариантов: выдача личного оружия, охрана жилища, перевод на другое место работы или место жительства, зашифровка личных данных, изменение внешности, документов и так далее. В реальности, как говорит юрист Илья Новиков, работает один вид охраны: судью сопровождают два-три автоматчика. «У меня был случай, когда я проходил практику в Московском областном суде. Судья Ольга Сергеева рассматривала дело большой подмосковной банды. Каждый раз, когда я заходил к ней в кабинет, меня досматривали автоматчики», - рассказывает адвокат. Эти полицейские, по его словам, носили камуфляж и шлемы. «Скорее всего, госзащиту обеспечивает спецназ», - предполагает Илья Новиков. В законе нет ссылки на конкретное подразделение в МВД, поставляющее бойцов на защиту должностных лиц.
Конкретных сроков службы охранников не устанавливают. Ее снимают, когда прекращаются угрозы. Либо по решению полиции и председателя суда, либо по просьбе самого охраняемого. «Часто судьи сами пишут заявления - неудобно жить в окружении охраны», - говорит Илья Новиков.
В каких делах доходит до госзащиты судей?
Обычно госзащиту применяют, если судья ведет так называемые бандитские дела и есть опасность, что участники банды, оставшиеся на воле, могут угрожать судье. На Кавказе, где рассматриваются дела террористов, некоторые судьи фактически живут под охраной. Юрист Игорь Симонов говорит, что часто защита вводится в делах, где процесс касается людей с радикальными экстремистскими взлядами: националистов, оппозиционеров.
Адвокат Илья Новиков сталкивался с такими эпизодами. В 2004 году он практиковал в Мособлсуде, где слушали дело двух милиционеров ОВД Долгопрудного Валерия Блохина и Алексея Коноваленко. Первый проходил по нескольким статьям, среди прочего обвинялся в превышении должностных в отношении рыночных наркоторговцев. Второго обвиняли в том, что вместе с Блохиным он незаконно провел обыск во время облавы на наркоторговцев. Процесс сопровождался скандалом: «православная общественность» и националисты утверждали, что Блохин и Коноваленко - жертвы «заговора инородцев»: большинство задержанных ими — выходцы с Кавказа.
«Творились страшные вещи – перед зданием суда проходили странные митинги, где стояли скинхеды, бабушки и дедушки с иконами пели молитвы со священником, а часть из них сидела на задних рядах в зале суда и пела молитву уже там. Это был Мособлсуд, речь шла о пожизненном заключении. То есть градус был заведомо более серьезный, чем в случае Pussy Riot», - рассказывает юрист.
Его коллега Игорь Симонов напомнил более свежую историю. Судья Тверского районного суда Ольга Боровкова получила госзащиту в декабре 2011 года по распоряжению тогдашнего главы МВД России Владимира Колокольцева. Именно она вынесла приговор об аресте оппозиционеров Ильи Яшина и Алексея Навального на 15 суток.
Вообще конкретных эпизодов госзащиты судей немного. Обычно, по словам Симонова, о таких вещах не распространяются. «Если в СМИ попадает такая информация, значит, это способ предупредить широкий круг лиц, что на судью напасть сложно», - говорит юрист. Адвокат Илья Новиков предположил, с чем связана огласка госзащиты Сыровой. «Понятно, что дело Pussy Riot раздуто и притягивает неадекватных людей с обеих сторон конфликта. Но не думаю, что защиту наложат надолго: через два месяца вряд ли найдутся желающие ходить за судьей с топором».



