Последние события на Украине вызывают в Москве прямо-таки бешенство.
В начале недели в Киев приехала делегация НАТО, которую возглавляет верховный главнокомандующий объединенных вооруженных сил альянса в Европе адмирал Джеймс Ставридис. С начала года возобновились совместные учения вооруженных сил Украины со странами НАТО. Сейчас полным ходом идут учения «Безопасное небо-2011», целью которых, как заявляют организаторы, является подготовка к охране воздушного пространства тех городов, где пройдет чемпионат Европы по футболу в 2012 году. Месяцем ранее прошли крупные маневры «Си Бриз-2011» в акватории Черного моря. В них принял участие американский ракетный крейсер «Монтеррей», способный нести противоракеты «Стандарт-SМ3».
В Москве в этом видят признак очередного «предательства» со стороны Киева. Увы, в России никак не хотят понять двух простых вещей.
Во-первых, Украина является «искусственным» государством, в котором вынуждены сосуществовать две почти несовместимые части: пророссийские юг и восток и антироссийские запад и центр.
Как показывают итоги выборов, за 20 лет независимости страны никакой конвергенции не произошло. Хотя уже выросло целое поколение, не видевшее СССР, жители двух Украин продолжают позиционировать себя совершенно по-разному. Поэтому любой украинский президент, забывший об интересах одной из Украин, обречен на катастрофу.
Это очень наглядно показала судьба Ющенко, который на прошлогодних президентских выборах установил двойной мировой антирекорд: впервые в мировой истории действующий президент на выборах занял лишь пятое место и получил всего 5% голосов. Отчасти это произошло из-за тяжелейшей экономической ситуации на Украине, но главное — из-за совершенно односторонней антироссийской политики.
Разумеется, Янукович никак не хочет повторить опыт своего тезки и предшественника. Его рейтинг уже и так рухнул с 50 до 13%. Отчасти по экономическим причинам, отчасти из-за слишком явной теперь уже пророссийской позиции. А так как нынешний президент, безусловно, хочет остаться на своем посту на второй срок, он просто обречен на маневрирование между двумя несовместимыми Украинами. В рамках этого маневрирования он обязательно будет сотрудничать с НАТО и ЕС.
Во-вторых, надо понимать состояние нынешнего НАТО. После ливийских событий видеть в данной организации угрозу для нас может только слепой.
Совершенно очевидно, что НАТО полностью утратило дееспособность. Если бы европейские страны альянса задействовали хотя бы четверть того потенциала, который они имеют на бумаге, ливийская кампания закончилась бы максимум за месяц. Но она длится уже четыре месяца, и конца ей не видно.
Как заявил уходящий в отставку министр обороны США Роберт Гейтс (а отставка всегда способствует откровенности), НАТО стоит на пороге краха, а скаредность и недостаток политической воли руководства блока могут ускорить его распад. Гейтс отметил, что военные операции в Афганистане и Ливии выявили слабость НАТО. Несмотря на то что формально альянс располагает более чем 2 млн военнослужащих, содержание 45 тыс. солдат и необходимой боевой и транспортной техники в Афганистане является для блока серьезной проблемой.
По этой причине, предупреждает Гейтс, «конгресс США может потерять терпение и не будет больше тратить американские деньги на финансирование тех, кто не может и не хочет должным образом участвовать в обеспечении коллективной безопасности».
Видимо, принцип коллективной обороны в НАТО как-то незаметно перерос в принцип коллективной безответственности. Собственный вклад в оборону не хочет вносить никто. Все надеются на других, сокращая собственные вооруженные силы. При этом, видимо, забывая, что никаких специальных отдельных ВС НАТО не существует. Армия НАТО — это сумма армий его членов. Чем меньше каждое слагаемое, тем меньше сумма.
Если альянс не способен справиться с крайне слабой ливийской армией, не имеющей ПВО, ВВС и ВМС, то надо совсем утратить связь с реальностью, чтобы видеть в нем угрозу для России. Соответственно что нам за дело до украинско-натовских отношений?
Кроме того, в Киеве вполне могут обратить внимание на откровенный двойной стандарт, демонстрируемый Москвой. Россия очень активно развивает отношения с НАТО, в частности проводит совместные учения. Но почему-то возмущается, когда то же самое пытается делать Украина.
Чем быстрее мы перестанем устраивать бессмысленные истерики по поводу «угрозы НАТО», тем быстрее эта деградирующая структура придет к своему естественному концу. И чем быстрее мы поймем, что бывшие союзные республики стали независимыми государствами, самостоятельно определяющими свою внутреннюю и внешнюю политику, тем проще нам будет восстановить союз на новых принципах.
Последние события на Украине вызывают в Москве прямо-таки бешенство.
